Предлагаем вашему вниманию интервью с обладательницей третьего места на межсайтовом художественном конкурсе, Евгенией Шавыриной. Евгении 22 года, она живет в Москве. В этом году окончила Историко-архивный институт (с чем мы ее, безусловно, поздравляем). Никаких художественных школ или специальных курсов она не посещала, самостоятельно постигая основы рисования с помощью различных пособий и анатомических атласов. В дальнейших планах Евгении - получение второго высшего образования - она надеется поступить на факультет художественного дизайна в одном московском ВУЗе, в также хочет выучить еще какой-нибудь иностранный язык.
Какими путями вы пришли в искусство компьютерной графики? Пересели на компьютер от мольберта, или нашли себя сразу как компьютерный художник?
– Откровенно говоря, среди моих знакомых художников нет ни одного, кто бы начинал рисовать сразу на компьютере. Может быть, лет через 50 это будет вполне обычным явлением, но в детстве я, как и все, действовала по старинке: карандаш, фломастеры и альбом для рисунков. Разумеется, когда в доме у нас поселилась «шайтан-коробка», я иногда могла накалякать что-нибудь мышкой в Paint`е, а потом отредактировать в Photoshop`e, тыкая наугад по разным кнопкам, но вы сами можете представить, как выглядел конечный результат. Впрочем, некоторые образцы моего раннего авангарда смотрелись весьма неплохо; жаль только, что ни один из них не уцелел. Так что для меня «traditional painting» оставался (и по сей день, надо сказать, остается) основным и самым любимым видом живописи.

Относительно профессионально заниматься компьютерной графикой я начала, когда в моей жизни, наконец, появилась стабильная Интернет-связь и в моем распоряжении оказались тысячи пособий, наглядно объясняющих юным созданиям, как правильно работать со специальными программами, позволяющими обрабатывать и создавать изображения. Возможность самой «нарисовать на компьютере» что-то приличное настолько меня увлекла, что я всерьез взялась за самостоятельное восполнение пробелов в моем художественном образовании. Могу сказать, что планшет и компьютер значительно ускорили процесс формирования и совершенствования моего стиля; в то же время, кистью и красками я, увы, владею хуже, чем Photoshop`ом.
Как вы начинаете рисовать? Используете ли наброски от руки на бумаге, или сразу используете компьютер?
– Довольно трудно нарисовать что-нибудь сразу на компьютере, если великолепная идея приходит вам в голову, скажем, в вечерней электричке или на лекции в институте (отчетливо вспоминается очень важный и серьезный семинар по истории Средних веков: все с умными лицами обсуждают «Осень Средневековья» Йохана Хейзинга, а я сижу около профессора и невозмутимо рисую волков в тетрадке). Карандаш и клочок бумаги намного доступнее и удобнее, нежели стационарный ПК и планшет (оба, мягко говоря, не очень компактны). Поэтому, как правило, я сначала делаю набросок в «Молескине», потом сканирую (если хочу воспроизвести все линии в точности) и начинаю работу в PainTool SAI (обожаю эту программу).
Как вы узнали о конкурсе и почему решили в нем участвовать?
– О конкурсе, как это ни забавно, я узнала из короткого сообщения в одной группе «Вконтакте», посвященной TES-тематике. Как раз в то время я переживала очередной период увлечения Обливионом и Морровиндом, поэтому я просто не смогла отказаться от участия в нем. Все равно ведь рисовала только на тему мира Древних Свитков.
Как произошло ваше знакомство с Древними Свитками? Являетесь ли вы поклонницей этой серии и если да, то что в ней привлекает, а что расстраивает?
– С этой игровой вселенной я познакомилась в конце 2006 года – когда мой новый друг подсадил меня на «Oblivion». Знаю, многие фанаты говорят, что «Обла не айс», но лично для меня это был феерический прорыв, ибо до этого единственной рпг, в которую я играла, была первая «Neverwinter nights» (в которой я все равно ничего почти не понимала, так как тогда не была знакома с DnD-сеттингом). Несмотря на то, что компьютер мой был тогда несколько слабоват и со скрипом тянул игру на средних настройках, «Oblivion» поразил мое воображение разнообразием возможностей и захватывающими историями. У меня до сих пор хранятся все мои старые скриншоты и сейвы; последние я периодически реанимирую. Даже моего персонажа я с той поры не меняла – до сих пор играю девушкой-данмеркой по имени Никс.
Тема для вашей работы нашлась сразу или была проблема выбора - какая книга достойна иллюстрации?
– Сразу определилось несколько «претендентов» на эту роль – мои любимые «Палла», «Визершинс» и, собственно, «Аккорды». Так как иллюстрация, по моим представлениям, должна быть эффектной и на ней должен быть запечатлен ключевой момент книги, то я сочла «Историю Малаката» идеально подходящей книгой. Ну моя горячая любовь к дополнению «Shivering Isles», безусловно, сделала свое черное дело.
У вас есть любимый персонаж на Дрожащих Островах?
– Этот вопрос, на самом деле, является риторическим: любой, кто бы хоть мельком видел мой фанарт по TES, счел бы ответ очевидным)) Как говорится, люди делятся на тех, кому нравится Шеогорат и на тех, кто не устанавливал «Острова»… А на втором месте у меня Релмина Вереним: она очень похожа на моего персонажа в старости, что доставило мне немало лулзов.
Как много времени было затрачено от момента задумки до момента, когда вы посчитали работу завершенной?
– На самом деле, если мне нравится какая-то моя задумка, то я рисую, не покладая пера от планшета. Сессия ли на носу, диплом ли надо начинать писать – все это отходит на второй план, если мной завладевает безрассудное желание закончить очередное творение. К тому же, рисунок это такое дело, что очень уж долго размышлять над ним – дело гиблое. Чем дольше думаешь над своей идеей, тем больше сомнений возникает: «А стоит ли это иллюстрировать?» «А вдруг не все читали эту книгу?» (это опасение, надо сказать, оказалось не беспочвенным) «А не пойти ли мне погулять вместо того, чтобы сидеть за ноутбуком с планшетом?» и проч. – и в результате можно так ничего и не нарисовать.
Замечу, что финальный вариант рисунка практически не отличается от первоначального наброска (хотя я несколько раз переделывала руку орка, которая держит ножны) – хотя мне пришлось несколько дней ломать голову, как же покрасить готовый вариант. Всего же прошло что-то около недели от первого эскиза до отправления письма с прикрепленной картинкой на почту конкурса (впрочем, можно было особо и не спешить, ибо дело было еще в середине мая).
Колебались ли вы перед подачей своей работы на конкурс?
– Нисколько. Мною владела уверенность, что я сделала все, что было в моих силах. Добавлять на тот момент просто было уже нечего, да и незачем.
Столкнулись ли вы с какими-то сложностями при подаче работы?
– Нет; меня уже через пару дней любезно уведомили, что рисунок принят, и я на месяц забыла об этом конкурсе.
Что в конкурсе было самым трудным? Каково это видеть похвалу или критику своей работы и не иметь возможности это как-то прокомментировать, чтобы не нарушить правила проведения конкурса?
– Самым трудным было наблюдать, как моя работа медленно, но верно переползает с пятого места на третье и ведет упорную борьбу со своим соседом строчкой ниже, от которого меня какое-то время отделяло 0.4 балла. Забавно, что моими личными фаворитами оказались работы, которые в итоге заняли лишь 4ое и 5ое место, а одна вообще выбыла из конкурса уже после подведения итогов (хорошо, что я успела сохранить оригинал изображения до того, как его убрали с сайта конкурса).
По каким критериям вы лично оценивали работы других конкурсантов? Чем вас привлекли работы, занявшие 4 и 5 место?
– По критериям «Ничего так» и «Ничего так, я бы лучше нарисовала»)) На самом деле никаких критериев для оценки конкурсных работ у меня не было: просто одни мне понравились, другие понравились чуть меньше. А что касается моих фаворитов – ну, у работы №4 великолепное цветовое решение, а №5 может похвастаться отличной прорисовкой деталей одежды.
Если бы сейчас снова подавали работу на конкурс - изменили ли бы в ней что-то?
– Честно говоря, ничего существенного я бы менять не стала – разве что перерисовала бы левую кисть Шеогората да укоротила бы туловище орка (оно вышло непропорционально длинным). Хоть мне и очень нравится цветной вариант моей работы, я придерживаюсь мнения, что в качестве иллюстрации трехцветовое решение подходит больше.
Что вы почувствовали, узнав, что вошли в тройку лидеров?
– Мне почему-то сразу показалось, что я займу примерно третье-четвертое место. Но я, разумеется, обрадовалась такому исходу конкурса – а кто на моем месте не порадовался бы?
Вы совсем-совсем не видели себя в роли победителя конкурса? Что же тогда послужило причиной участия в конкурсе, если не желание победить? Что дало вам участие в таком конкурсе?
– Ну полно, разве третье место – это не маленькая победа? К тому же я адекватно оцениваю существующую реальность, и это, вкупе с моим перфекционизмом и завышенными требованиями к самой себе не позволяло мне надеяться занять первое место… И потом, для меня это была скорее «проба сил» – раньше-то я ни в каких творческих конкурсах не участвовала.
Будете ли участвовать в подобных конкурсах еще, если таковые появятся?
– Why not?
Спасибо большое, Евгения, что уделили нам время и ответили на наши вопросы. Нам было очень приятно поговорить с вами и узнать вас поближе. Еще раз поздравляем с вхождением в тройку лидеров и надеемся увидеть ваши новые работы, как в рамках новых конкурсов, так и вне их.